Первая программа на Java
По давней традиции, восходящей к языку С, учебники по языкам программирования начинаются с программы "Hello, World!". He будем нарушать эту традицию. В листинге 1.1 эта программа в самом простом виде, записанная на языке Java.
Листинг 1.1.
Первая программа на языке Java;
class HelloWorld{
public static void main(String[] args){
System.out.println("Hello, XXI Century World!");
}
}
Вот и все, всего пять строчек! Но даже на этом простом примере можно заметить целый ряд существенных особенностей языка Java.
Всякая программа представляет собой один или несколько классов, в этом простейшем примере только один
класс
(class).
Начало класса отмечается служебным словом
class
, за которым следует имя класса, выбираемое произвольно, в данном случае
Helloworld
. Все, что содержится в классе, записывается в фигурных скобках и составляет
тело класса
(class body).
Все действия производятся с помощью методов обработки информации, коротко говорят просто
метод
(method). Это название употребляется в языке Java вместо названия "функция", применяемого в других языках.
Методы различаются по именам. Один из методов обязательно должен называться
main
, с него начинается выполнение программы. В нашей простейшей программе только один метод, а значит, имя ему
main
.
Как и положено функции, метод всегда выдает в результате (чаще говорят,
возвращает
(returns)) только одно значение, тип которого обязательно указывается перед именем метода. Метод может и не возвращать никакого значения, играя роль процедуры, как в нашем случае. Тогда вместо типа возвращаемого значения записывается слово
void
, как это и сделано в примере.
После имени метода в скобках, через запятую, перечисляются
аргументы
(arguments) -или
параметры
метода. Для каждого аргумента указывается его тип и, через пробел, имя. В примере только один аргумент, его тип — массив, состоящий из строк символов. Строка символов — это встроенный в Java API тип
string
, а квадратные скобки — признак массива. Имя массива может быть произвольным, в примере выбрано имя
args
.
Перед типом возвращаемого методом значения могут быть записаны
модификаторы
(modifiers). В примере их два: слово
public
означает, что этот метод доступен отовсюду; слово
static
обеспечивает возможность вызова метода
main ()
в самом начале выполнения программы. Модификаторы вообще необязательны, но для метода
main ()
они необходимы.
Замечание
В тексте этой книги после имени метода ставятся скобки, чтобы подчеркнуть, что это имя именно метода, а не простой переменной.
Все, что содержит метод,
тело метода
(method body), записывается в фигурных скобках.
Единственное действие, которое выполняет метод
main ()
в примере, заключается в вызове другого метода со сложным именем
System.out.println
и передаче ему на обработку одного аргумента, текстовой константы
"Hello, 2lth century world!"
. Текстовые константы записываются в кавычках, которые являются только ограничителями и не входят в состав текста.
Составное имя
System.out.println
означает, что в классе
System
, входящем в Java API, определяется переменная с именем
out
, содержащая экземпляры одного из классов Java API, класса
PrintStream
, в котором есть метод
println()
. Все это станет ясно позднее, а пока просто будем писать это длинное имя.
Действие метода
println ()
заключается в выводе своего аргумента в выходной поток, связанный обычно с выводом на экран текстового терминала, в окно
MS-DOS Prompt
или
Command Prompt
или
Xterm,
в зависимости от вашей системы. После вывода курсор переходит на начало следующей строки экрана, на что указывает окончание
ln
, слово println — сокращение слов print line. В составе Java API есть и метод
print ()
, оставляющий курсор в конце выведенной строки. Разумеется, это прямое влияние языка Pascal.
Сделаем сразу важное замечание. Язык Java различает строчные и прописные буквы, имена
main, Main, MAIN
различны с "точки зрения" компилятора Java. В примере важно писать
String, System
с заглавной буквы, a
main
с маленькой. Но внутри текстовой константы неважно, писать
Century
или
century
, компилятор вообще не "смотрит" на нее, разница будет видна только на экране.
Замечание
Язык Java различает прописные и строчные буквы.
Свои имена можно записывать как угодно, можно было бы дать классу имя
helloworid
или
helloworid
, но между Java-программистами заключено соглашение, называемое "Code Conventions for the Java Programming Language", хранящееся по адресу
http://java.sun.com/docs/codeconv/index.html
.
Вот несколько пунктов этого соглашения:
имена классов начинаются с прописной буквы; если имя содержит несколько слов, то каждое слово начинается с прописной буквы;
имена методов и переменных начинаются со строчной буквы; если имя содержит несколько слов, то каждое следующее слово начинается со строчной буквы;
имена констант записываются полностью прописными буквами; если имя состоит из нескольких слов, то между ними ставится знак подчеркивания.
Конечно, эти правила необязательны, хотя они и входят в JLS, п. 6.8, но сильно облегчают понимание кода и придают программе характерный для Java стиль.
Стиль определяют не только имена, но и размещение текста программы по строкам, например, расположение фигурных скобок: оставлять ли открывающую фигурную скобку в конце строки с заголовком класса или метода или переносить на следующую строку? Почему-то этот пустяшный вопрос вызывает ожесточенные споры, некоторые средства разработки, например JBuilder, даже предлагают выбрать определенный стиль расстановки фигурных скобок. Многие фирмы устанавливают свой, внутрифирменный стиль. В книге мы постараемся следовать стилю "Code Conventions" и в том, что касается разбиения текста программы на строки (компилятор же рассматривает всю программу как одну длинную строку, для него программа — это просто последовательность символов), и в том, что касается отступов (indent) в тексте.
Итак, программа написана в каком- либо текстовом редакторе, например, Notepad. Теперь ее надо сохранить в файле, имя которого совпадает с именем класса, содержащего метод
main ()
, и дать имени файла расширение Java. Это правило очень желательно выполнять. При этом система исполнения Java будет быстро находить метод
main()
для начала работы, просто отыскивая класс, совпадающий с именем файла.
Совет
Называйте файл с программой именем класса, содержащего метод
main ()
, соблюдая регистр букв.
В нашем примере, сохраним программу в файле с именем HelloWorld.java в текущем каталоге. Затем вызовем компилятор, передавая ему имя файла в качестве аргумента:
javac HelloWorld.java
Компилятор создаст файл с байт-кодами, даст ему имя
Helloworid.class
и запишет этот файл в текущий каталог.
Осталось вызвать интерпретатор, передав ему в качестве аргумента имя класса (а не файла):
Java HelloWorld
На экране появится:
Hello, 21st Century World!
Замечание
Не указывайте расширение class при вызове интерпретатора.
На рис. 1.1 показано, как все это выглядит в окне
Command Prompt
операционной системы MS Windows 2000.
Рис. 1.1.
Окно
Command Prompt
При работе в интегрированной среде все эти действия вызываются выбором соответствующих пунктов меню или "горячими" клавишами — единых правил здесь нет.